19 марта 2024
карта сайта

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

 

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле "Поиск" и получить список статей по заданным параметрам.
  • Стратегия развития хоккея с мячом в России

    Стратегия развития хоккея с мячом в России на период 2010-2020 г.г.
    Федерация хоккея с мячом России

    1. ВЫЗОВЫ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
    Хоккей с мячом – не просто череда игр и чемпионатов, а результат деятельности огромного числа людей, каждый из которых занят своим делом: отбирает и обучает юных спортсменов, обеспечивает финансирование, проектирует и строит ледовые арены, производит инвентарь, управляет клубами, организует соревнования, ведет подготовку специалистов и, наконец, освещает всю эту деятельность в СМИ. Словом, хоккей с мячом в последнее время превратился в полноценную сферу деятельности внутри спортивной отрасли и должен рассматриваться как совокупность различных процессов: обучения, производства, управления и предоставления услуг. Спорт, здравоохранение, образование и культура – важнейшие ресурсы устойчивого развития общества, являясь частями единой социальной системы, они активно воздействуют на политику и экономику страны. В хоккее с мячом, как и во всей спортивной отрасли, накопилось много нерешенных проблем, основными из которых являются: ? низкая эффективность предыдущих целевых программ развития, недостаточная организация их выполнения; ? неудовлетворительное состояние материально-технической базы; ? прекращение деятельности многих клубов и федераций в субъектах РФ (в сравнении с советским периодом в истории хоккея с мячом); ? несовершенство сбора и обработки статистической информации о развитии хоккея с мячом в субъектах Российской Федерации; ? недостатки в системе подготовки и повышения квалификации специалистов; ? несовершенство сложившейся трансфертной системы, препятствующей селекции и росту мастерства молодых игроков; ? тенденция к ухудшению результатов выступления сборных команд и клубов на международной арене;
    ? отсутствие разработок в создании качественной материальной базы для развития дворового и школьного хоккея с мячом и, как следствие, отсутствие программ массовых занятий хоккеем с мячом на муниципальном уровне; ? недофинансирование детско-юношеских спортивных школ; ? низкая заработная плата детских тренеров и необходимость введения контрактной системы в оплате их труда; ? несовершенная система оценки качества труда детских тренеров; ? отсутствие современных методических пособий (программ, методических разработок в планировании учебно-тренировочной работы и т.п.), по которым должна вестись работа в ДЮСШ; ? отсутствие системы, а также единых стандартов обязательного и добровольного страхования субъектов деятельности в хоккее с мячом; ? отсутствие системы социальной защиты пострадавших игроков и, как следствие, отсутствие практики применения действующих нормативно-правовых документов; ? низкая информированность о своих правах, как действующих игроков и тренеров, так и закончивших свою профессиональную карьеру; ? низкий уровень информационного обеспечения для участников и организаторов соревнований; ? отсутствие программ по развитию хоккея с мячом в реализуемых социальных проектах федерального, регионального и муниципального уровней; ? в недостаточной степени отрегулирована нормативно-правовая база и нет четких критериев в системе обеспечения общественной безопасности на стадионах.
    Главной причиной отставания в развитии хоккея с мячом по сравнению с советским периодом явился тот факт, что в процессе изменения политической и социально-экономической систем в стране, структура спортивной отрасли в целом еще не смогла в полной мере перестроиться, особенно в части финансирования и эффективного управления. И только за последние несколько лет наметились позитивные тенденции в устойчивом развитии всего российского спорта. После перестройки советской финансово-экономической системы прекратилась ориентация на государственное финансирование хоккея с мячом и главной опорой в развитии этого вида спорта стали клубы, деятельность которых обеспечивалась региональными властями и поддержкой спонсоров. Проводимая в 90-е годы государственная политика в области спорта, нацеленная на поощрение автономного развития общественных организаций, привела к прекращению деятельности большого числа клубов и федераций по хоккею с мячом почти в половине территорий, где он традиционно развивался (Приложение №1). Сегодня наблюдается изменение курса государственной политики в области спорта. Принят целый ряд документов и законодательных актов, в которых спорту отводится важная роль в социальной политике. Определена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Опираясь на основные положения этих документов, назрела необходимость принятия Стратегии развития хоккея с мячом на период 2010–2020 г.г. Развитие хоккея с мячом требует комплексного и системного подхода. Прогресс достижим только в результате объединения усилий государственных и общественных организаций на основе полной согласованности их действий, определяющих в конечном итоге цели Стратегии развития хоккея с мячом, которые в долгосрочной перспективе направлены:
    - на развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства, спорта высших достижений;
    - на совершенствование научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд, включая антидопинговый контроль;
    - разработку и совершенствование методик обучения и повышения квалификации специалистов по хоккею с мячом;
    - на пропаганду здорового образа жизни и сохранение культурного наследия.
    Поставленные цели определяют основные направления в задачах по развитию хоккея с мячом:
    - совершенствование системы управления хоккеем с мячом в Российской Федерации;
    - подъем массовости занятий хоккеем с мячом в Российской Федерации за счет развития студенческого, школьного и любительского хоккея с мячом;
    - укрепление материально-технической базы хоккея с мячом в субъектах Российской Федерации и поддержка региональных федераций и клубов;
    - упорядочение системы соревнований по хоккею с мячом, проводимых в Российской федерации;
    - развитие профессионального хоккея с мячом;
    - развитие института сборных команд, в том числе совершенствование процесса комплектования и подготовки сборных команд России по хоккею с мячом;
    - систематизация подготовки и повышения квалификации специалистов по хоккею с мячом, содействие росту социального статуса тренерских кадров;
    - совершенствование научно-методического и медико-биологического обеспечения хоккея с мячом;
    - совершенствование системы судейства и инспектирования соревнований и системы повышения их квалификации;
    - систематизация добровольного и обязательного страхования игроков и специалистов по хоккею с мячом;
    - повышение социального статуса игроков и специалистов по хоккею с мячом, реализация социальных программ, забота о ветеранах;
    - повышение качества и эффективности информационного обеспечения, улучшение взаимодействия с электронными и печатными средствами массовой информации;
    - активизация международной деятельности и взаимодействие с олимпийским движением.
    Стратегия развития хоккея с мячом на период 2010–2020 г.г. призвана вывести этот вид спорта на принципиально новый уровень организации, определить его функции в социальной политике и обозначить его роль в формировании положительного образа России на международной арене.
    2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ХОККЕЯ С МЯЧОМ
    2.1 Хоккей с мячом в мире Упоминания об игре с клюшками и мячом встречаются в истории многих народов на всех континентах. Но становление современного хоккея с мячом напрямую связано с Россией, где в 1898 году состоялась первая игра именно по тем правилам, которые в настоящее время приняты Международной федерацией бенди (FIB). С того исторического матча на катке Каменноостровского проспекта в Санкт-Петербурге между хоккейными командами городского Спортивного клуба ведется отсчет официальной истории хоккея с мячом в России. Сам термин «хоккей с мячом» является официальным только в России. Наиболее распространенный в мире шведский вариант игры – «бенди» (bandy) имеет некоторые различия с правилами «русского хоккея». Современная международная версия игры представляет собой симбиоз хоккея с мячом и бенди, т.е. проводится по «русским правилам», но именуется по-шведски «бенди». В спортивном мире русско-шведская модель была принята в качестве компромисса и признания лидерства двух ведущих стран в этом виде спорта. Ярким подтверждением высокого уровня развития хоккея с мячом в России и Швеции является борьба в финале мировых первенств, как правило, национальных команд именно этих стран. Первый общероссийский турнир по хоккею с мячом состоялся в 1889 году между командами Санкт-Петербурга и Москвы. В отборочных матчах приняло участие 20 команд (12 – в Санкт-Петербурге и 8 – в Москве). Активное распространение хоккея с мячом в России привело к созданию Всероссийского хоккейного союза уже в 1914 году. В 1922 году в Москве состоялся первый командный чемпионат рабочих команд, а в 1928 году – первый чемпионат СССР между командами спортивных обществ. Первый чемпионат СССР, в котором участвовало 12 региональных команд, провели в 1936 году.
    Столь же динамично шло развитие хоккея с мячом и в других странах. Национальные турниры в начале XX века стали проводиться в Англии, Германии, Дании, Ирландии, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Швеции. Первый международный турнир был проведен в программе I Северных игр 1901 года в Стокгольме (Швеция), где участвовало 11 команд, в том числе 7 мужских и 4 женских. Стремительное развитие бенди в середине XX века было отмечено Международным олимпийским комитетом. Благодаря поддержке стран-участниц Олимпийского движения, где культивировался этот вид спорта, турнир 3 национальных команд (Норвегия, Финляндия и Швеция) по хоккею с мячом был включен в демонстрационную программу VI зимних Олимпийских игр 1952 года в Осло (Норвегия). Олимпийский дебют бенди привел к консолидации усилий национальных федераций и учреждению в 1955 году Международной федерации бенди (FIB), которая в 1957 году провела первый чемпионат мира в Хельсинки (Финляндия), где участвовали тоже 3 команды (СССР, Финляндия и Швеция), как и в олимпийском турнире. Первый чемпионат мира и турнир на Олимпийских играх послужили сильным стимулом для активации процесса объединения клубов бенди в национальные федерации во многих странах. К началу третьего тысячелетия количество национальных федераций-членов FIB уже удовлетворяло критериям МОК для признания вида спорта. В результате решением 116-й сессии МОК в Афинах в 2004 году бенди получил олимпийское признание. На сегодняшний день членство в FIB имеют федерации 27 стран Европы, Азии, Америки и Австралии. Признание МОК позволило включить бенди в официальную программу VII зимних Азиатских игр 2011 года в Алма-Ате и Астане (Казахстан), проводимых Олимпийским советом Азии (OCA).
    В настоящее время интерес к хоккею с мячом зафиксирован уже не только в тех странах, где он традиционно развивается. Этому в немалой степени способствуют регулярные трансляции турниров телеканалом «Евроспорт» и национальными телеканалами России и Швеции, международное вещание которых обеспечивается через спутниковые системы. Общий годовой объем телевещания в мире матчей по хоккею с мячом (Приложение №2) составляет 140 часов (Россия – 23, Швеция – 117). Кроме того, ведутся трансляции в сети Интернет в объеме 110 часов (Россия – 22, Швеция – 88) и радиотрансляции в России – 172 часа. Весомый вклад в развитие бенди внесли спортивные деятели СССР и России. Сейчас во главе Международной федерации бенди (FIB), штаб-квартира которой находится в Катринехольме (Швеция), находится россиянин Борис Скрынник (с 2005 года по настоящее время), до него в этой же должности побывали еще двое наших соотечественников – Альберт Поморцев (1997–2005) и дважды – Григорий Гранатуров (1971–1978, 1983–1991). Чемпионаты мира (с 2003 года проводятся ежегодно) 10 раз проходили в России (СССР). Очередной – XXXI чемпионат мира состоится в 2011 году в Казани. ЛИДЕРЫ МИРОВОГО БЕНДИ Чемпионами мира с 1957 по 2010 г.г. становились: Сборная России (СССР) – 19 раз Сборная Швеции – 10 раз Сборная Финляндии – 1 раз Наибольшее количество медалей на чемпионатах мира с 1957 по 2010 г.г. получили: Сборная России (СССР) – 30 Сборная Швеции – 30 Сборная Финляндии – 26 С 2003 года проведено 5 чемпионатов мира среди женских команд, где обладателями наград стали: Сборная Швеции – 5 золотых медалей
    Сборная России – 5 серебряных медалей Сборная Финляндии – 3 бронзовых медали Сборная Норвегии – 2 бронзовых медали 2.2 Современный хоккей с мячом в России Сегодня хоккей с мячом развивается в 47 субъектах Российской Федерации, региональные федерации которых наряду с клубами и физическими лицами, образуют Общероссийскую общественную организацию «Федерация хоккея с мячом России» (далее – ФХМР). ФХМР имеет широкое представительство в FIB, где в составе исполкома и различных комитетов на выборных должностях находятся 10 россиян (Приложение №3). Хоккей с мячом – один из самых массовых видов спорта, в который вовлечено с учетом ветеранов, детей, молодежи и взрослых более 20 тысяч человек. Подготовку резерва игроков обеспечивают по всей стране 46 детско-юношеских спортивных школ, где обучение 9 220 воспитанников осуществляют 287 педагогов-тренеров, в том числе 13 заслуженных тренеров России (Приложение №4). В составах действующих 243 команд (Приложение №5) насчитывается свыше 6 000 игроков. В соревнованиях различного уровня регулярно участвуют 199 любительских команд и 44 команды профессиональных клубов. Профессиональные клубы подразделяются на две группы: в высшей лиге играют 17 клубов и в первой лиге – 27 клубов. На 116 стадионах, из которых 15 с искусственным льдом и 101 с естественным льдом (Приложение №6), ежегодно проводится более 300 различных соревнований международного, всероссийского, регионального, городского и муниципального уровней (Приложение №7) для всех возрастных групп игроков.
    Матчи команд высшей лиги обслуживает квалифицированный судейский корпус в количестве 67 человек, в том числе 13 судей международной категории (Приложение №8). Игры высшей лиги транслируются в эфире региональных и общефедеральных телеканалов. Производство спортивного инвентаря для хоккея с мячом налажено как в России, так и за рубежом. Отечественные товары востребованы в основном любительскими и детскими командами, поскольку качество продукции российских производителей оставляет желать лучшего. Потребности клубов высшей и первой лиги в экипировке игроков на 70% удовлетворяются за счет приобретения изделий импортного производства (Приложение №9). Одним из главных показателей уровня развития современного хоккея с мячом в России служит посещаемость матчей, которая имеет многолетнюю стабильность в динамике показателей. К примеру, общая посещаемость матчей XVII чемпионата России сезона 2008/2009 составила 944 тыс. зрителей при среднем значении количества зрителей на одной игре 3 962 человека. Наименьшее количество зрителей было всего на 3 играх из серии 292 матчей за сезон и составило соответственно 335/350/865 человек. Максимальное количество зрителей на отдельно взятой игре составило 10 929 человек (Приложение №10). Популярность хоккея с мячом в регионах традиционного развития сравнима, а порой даже превосходит футбол – самый массовый вид спорта по России в целом. Так в Архангельске, Иркутске, Кемерово, Красноярске и целом ряде других регионов из всего спектра видов спорта болельщики отдают предпочтение именно хоккею с мячом, что обусловлено высоким уровнем профессионального мастерства местных команд и, как следствие, стабильно высоким положением в национальном и международном рейтинге клубов. ДОСТИЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ КЛУБОВ Команды 4 клубов России (СССР) 7 раз (против 28 раз 10 шведских клубов и 1 раза 1 финского клуба) становились обладателями Кубка мира:
    «Енисей» (Красноярск) в 1982 и 1984 г.г. «Зоркий» (Красногорск, МО) в 1990 г. «Водник» (Архангельск) в 2003 и 2004 г.г. «Динамо-Москва» в 2006 и 2007 г.г. Команды 6 клубов России (СССР) 19 раз (против 16 раз 6 шведских клубов) становились обладателями Кубка европейских чемпионов: «СКА» (Свердловск) в 1974 г. «Динамо-Москва» в 1975, 1976, 1977, 2006, 2008, 2009 г.г. «Динамо-Алма-Ата» в 1978 г. «Енисей» (Красноярск) в 1980, 1983, 1986, 1987, 1988, 1989, 2001 г.г. «Зоркий» (Красногорск, МО) в 1992 г. «Водник» (Архангельск) в 2002, 2003, 2004 г.г. Победителями чемпионата России (СССР) становились команды 8 клубов: «Динамо-Москва» – 19 раз (СССР – 15, России – 4) «СКА» (Свердловск) – 12 раз (СССР – 11, России – 1) «Енисей» (Красноярск) – 12 раз (СССР – 11, России – 1) «Водник» (Архангельск) – 9 раз (СССР – 0, России – 9) «Зоркий» (Красногорск, МО) – 3 раза (СССР – 2, России – 1) «ЦДСА» (Москва) – 3 раза (СССР – 3, России – 0) «Динамо-Алма-Ата» – 2 раза (СССР – 2, России – 0) «Сибсельмаш» (Новосибирск) – 1 раз (СССР – 0, России – 1) Обладателями Кубка России (СССР) становились команды 8 клубов: «Динамо-Москва» – 15 раз (СССР – 13, России – 2) «Водник» (Архангельск) – 10 раз (СССР – 1, России – 9) «Зоркий» (Красногорск, МО) – 6 раз (СССР – 5, России – 1) «Енисей» (Красноярск) – 4 раза (СССР – 1, России – 3) «ЦДСА» (Москва) – 3 раза (СССР – 3, России – 0) «СКА» (Хабаровск) – 3 раза (СССР – 1, России – 2) «Кузбасс» (Кемерово) – 3 раза (СССР – 0, России – 3) «Старт» (Горький/Нижний Новгород) – 1 раз (СССР – 1, России – 0) «Динамо-Казань» – 1 раз (СССР – 0, России – 1)

    2.3 Феномен русского хоккея Хоккей с мячом – увлекательное и непредсказуемое зрелище. Но вместе с тем, игра привычна для зрителей с точки зрения инвентарного обеспечения, известного по использованию в других видах спорта: двое ворот, один мяч, клюшки, табло с результатами. Те, кто хоть раз побывал на льду в коньках и с клюшкой в руках, легко обретают навыки этой легкодоступной для понимания игры и надолго сохраняют к ней интерес. Не смотря на то, что основной контингент игроков – молодые люди (мужчины и женщины), в регулярные занятия вовлечены также и другие возрастные категории: дети, юноши, ветераны. У игроков развивается быстрота, сила, ловкость, координация, гибкость и выносливость. В процессе игры повышается скорость мышления, поскольку приходится принимать ответственные решения зачастую в условиях дефицита времени. Распределение ролевых функций в команде предоставляет тренеру простор для творчества и возможность давать объективную оценку мастерства каждого игрока в отдельности. Общая эффективность взаимодействия игроков и тренера служит сплочению коллектива и стимулирует проявление лучших человеческих качеств.
    Любая спортивная команда по своей сути добровольное объединение, где воспитывается высокий моральный дух, и полагаются на уважение, честность, открытость и взаимовыручку, или одним словом – дружбу. Отсюда команды русского хоккея зачастую называют славянским словом «дружины». Кроме того, в сознании наших соотечественников хоккей с мячом являет собой народную традицию исконно русских забав и потому считается неотъемлемой составной частью культурного наследия русского народа, а приобщение к этой древней славной игре, вне всякого сомнения,
    служит высокой цели национальной идентификации. Что обретает особый смысл в контексте широкого международного признания хоккея с мячом, который может и должен рассматриваться как эффективное средство в пропаганде русской культуры. Учитывая эти обстоятельства, продвижение хоккея с мячом в программу зимних Олимпийских игр может стать частью национальной стратегии. Под руководством Бориса Скрынника – президента ФХМР и FIB, разработаны конкретные предложения по включению бенди в программу XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Однако масштабность проблемы олимпийского будущего хоккея с мячом не позволяет ее решить усилиями только национальной и международной федераций. Без помощи государства и его партнера в Олимпийском движении – Олимпийского комитета России – эта задача не выполнима. Реализация этой цели становится все более актуальной. Публичную заинтересованность уже высказали первые лица государства. Президент России Дмитрий Медведев в конце 2009 года во время официальной встречи с главой МОК Жаком Рогге озвучил инициативу России по включению хоккея с мячом в олимпийскую программу. Новый глава Олимпийского комитета России, вице-премьер Правительства РФ Александр Жуков в числе приоритетов своей деятельности объявил поддержку и продвижение в олимпийскую семью тех видов спорта, которые пользуются общенациональным приоритетом, и особо отметил хоккей с мячом. О необходимости поддержки олимпийского продвижения хоккея с мячом говорилось на специальном заседании круглого стола по проблемам национальных видов спорта с участием Председателя Совета Федерации ФС РФ Сергея Миронова. Министр спорта Виталий Мутко также не раз заявлял о готовности его ведомства реализовать комплекс конкретных мер в этом направлении.
    Развитие русского хоккея вполне отвечает культурным целям России как национального государства, морально-нравственные устои 80% населения которого выражены в православии. Триумфы наших команд служат укреплению национального престижа и воспитывают чувство патриотизма, что вполне укладывается в христианское видение гражданской миссии человека, его роли в истории и пониманию важности посвящения себя делу служения Отчизне. Важность соответствия факторов развития спорта общим морально-этическим воззрениям народов, выраженным в религиозных аспектах, отмечалась многими идеологами олимпизма, как античного, так и современного. В частности, в основу концепции современного олимпийского движения Пьера де Кубертена были заложены постулаты физического воспитания молодых христиан. Практика покровительства этнокультурным традициям народов со стороны религиозных конфессий имеет широкое распространение во всем мире. Среди наиболее ярких примеров – различные виды борьбы на поясах и конные состязания у азиатских народов (ислам), якутская борьба хапсагай (языческое верование айыы), комплексы сакральных упражнений индийской йоги (индуизм) и китайского ушу (буддизм). Отсутствие аналогичного опыта у Русской Православной Церкви объясняется тем, что процесс общей институционализации спорта в России происходил в эпоху воинствующего атеизма при Советской власти. Одна из старейших спортивных федераций в нашей стране, которой более 110 лет, – Федерация хоккея с мячом России всегда принимала и принимает активное участие в преумножении культурного, человеческого и социального потенциала российского общества. Руководствуясь тем, что хоккей с мячом является важной составляющей в процессе этнокультурной идентификации русского народа, ФХМР обратилась к Московской Патриархии за духовным пастырством в воспитании игроков и болельщиков на примерах беззаветного служения Родине выдающихся предков, канонизированных в православии.
    Результатом стало первое в истории отечественного спорта соглашение о духовной опеке подлинно национального вида спорта, подписанное 29 декабря 2009 года Отделом Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Присутствовавший на подписании соглашения Настоятель Русской Православной Церкви Святейший патриарх Кирилл приветствовал это начинание федерации и отметил важность духовных аспектов в развитии исконно русских состязаний, которые служат приобщению молодежи к истокам веры и традиций русского народа, передающихся от поколения к поколению в виде благородных игр. 3. КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ ХОККЕЯ С МЯЧОМ 3.1 Направления и задачи по развитию хоккея с мячом В целенаправленной деятельности по развитию хоккея с мячом в России стоят вызовы и задачи, решение которых требует современных инновационных подходов, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Методы решения задач ориентированы на эффективное взаимодействие Федерации хоккея с мячом России с ее региональными подразделениями и клубами, органами государственной власти, общественными организациями, производственными предприятиями, медицинскими и образовательными учреждениями, спонсорами и средствами массовой информации. 3.1.1 Совершенствование системы управления хоккеем с мячом в Российской Федерации Создание условий для поступательного развития хоккея с мячом в России требует принятия ряда мер по совершенствованию системы управления в этом виде спорта и повышению эффективности взаимодействия с органами государственной власти в области спорта и включает:
    - совершенствование структуры ФХМР в соответствии с уставом организации и направлениями настоящей Стратегии;
    - консолидация усилий всего корпуса организаций и учреждений, вовлеченных в развитие хоккея с мячом;
    - конструктивное партнерство и сотрудничество ФХМР и ее региональных подразделений с Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ и спортивными ведомствами субъектов РФ;
    - надлежащее исполнение ФХМР положений российского законодательства и норм международного права в области спорта и оперативное информирование со стороны ФХМР государственных органов об изменении правил и требований Международной федерации бенди (FIB);
    - проведение внутренней ревизии материально-технического и кадрового обеспечения всей системы хоккея с мячом и создание единой учетно-информационной базы ФХМР;
    - создание национального и региональных реестров тренеров и специалистов по хоккею с мячом;
    - повышение роли ФХМР в принятии решений и выработке стратегии развития хоккея с мячом в регионах Российской Федерации;
    - содействие принятию целевых программ развития региональных федераций;
    - при содействии органов власти субъектов РФ восстановление деятельности (где она была прекращена) региональных федераций и клубов по хоккею с мячом;
    - развитие сети новых региональных федераций по хоккею с мячом;
    - увеличение числа мероприятий по хоккею с мячом, включенных в Единый календарный план комплексных всероссийских и региональных спортивных мероприятий.
    3.1.2 Подъем массовости занятий хоккеем с мячом в Российской Федерации Увеличение общего числа лиц, занимающихся хоккеем с мячом, возможно за счет развития этого вида состязаний в студенческом, школьном и любительском спорте. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
    - в сотрудничестве с Комиссией по культурному и природному наследию Российской академии наук (РАН) разработать комплекс мер по включению хоккея с мячом в российские и международные программы защиты наследия и наследования, сохранения и преумножения культурного достояния России;
    - создание культурно-образовательных программ для приобщения учащихся (детей и молодежи) к национальному виду состязаний в целях способствования формированию национальной идентификации у подрастающего поколения;
    - всесторонняя поддержка и развитие всех разновидностей хоккея с мячом (включая мини-хоккей с мячом и хоккей с мячом на валенках);
    - возобновление практики заливок на зиму площадок во дворах и футбольных полей для игры в хоккей с мячом;
    - включение соревнований по хоккею с мячом в программу массовых народных праздников и гуляний (Масленичная неделя, Рождественские гуляния и пр.);
    - создание социальных программ любительского хоккея с мячом и привлечение внебюджетного финансирования при организации корпоративных, ведомственных и дворовых спортивных мероприятий, включая совместные программы ФХМР со спортивными обществами «Локомотив», «Динамо» и др.;
    - развитие массового хоккея с мячом в системе начального и среднего образования путем организации профессиональными клубами уроков физкультуры для учащихся школ, включая совместные программы ФХМР с Физкультурно-спортивным обществом «Юность России», Федерацией школьного спорта России и др.;
    - развитие массового хоккея с мячом в системе среднего специального и высшего образования путем организации профессиональными клубами занятий по физическому воспитанию для студентов, включая совместные программы ФХМР с Российским студенческим спортивным союзом и др.;
    - поддержка ветеранов хоккея с мячом, пропаганда и популяризация ветеранов в качестве положительного примера патриотизма и здорового образа жизни, создание условий для развития системы соревнований для лиц среднего и старшего возраста;
    - создание системы соревнований в рамках этих проектов;
    - обеспечение полями разного размера и простейшим тренировочным оборудованием участников этих проектов;
    - целевая подготовка инструкторов-тренеров массового хоккея с мячом для работы в этих проектах;
    - формирование системы организационно-методического контроля и помощи в работе инструкторов-тренеров массового хоккея с мячом;
    - обеспечение всесторонней государственной поддержки всего комплекса мер по развитию детско-юношеского, молодежного и ветеранского массового хоккея с мячом.
    3.1.3 Укрепление материально-технической базы хоккея с мячом в субъектах Российской Федерации и поддержка региональных федераций и клубов
    Укрепление материально-технической базы хоккея с мячом ориентировано, прежде всего, на создание условий для качественной подготовки резерва и напрямую связано с поднятием престижа региональных федераций и клубов по хоккею с мячом, повышением их роли и ответственности в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. Пропорциональное поступательное развитие хоккея с мячом в регионах требует решения следующих задач:
    - консолидация совместных усилий государства, ФХМР и бизнеса в интересах совершенствования инфраструктуры российского хоккея с мячом;
    - создание и материально-техническое обеспечение специализированных межрегиональных и региональных учебно-тренировочных центров и центров подготовки специалистов по хоккею с мячом в ряде субъектов Российской Федерации на базе профессиональных клубов;
    - создание и материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного центра подготовки сборных команд России по хоккею с мячом (город Обухово Ногинского района Московской области);
    - создание и материально-техническое обеспечение спортивно-оздоровительной базы для восстановительных сборов команд на побережье Черного или Азовского морей;
    - разработка плана строительства стадионов в ряде субъектов Российской Федерации с включением этих объектов в Федеральную целевую программу развития физической культуры и спорта в РФ;
    - оказание методической поддержки клубам в их планах развития и совершенствования спортивной материально-технической базы;
    - создание и реализация программы строительства ледовых полей и мини-площадок с искусственным покрытием для ДЮСШ, общеобразовательных средних и специальных учебных заведений;
    - оптимизация бюджета ФХМР в целях обеспечения финансовой состоятельности;
    - разработка социальных программ для привлечения внебюджетных источников финансирования;
    - совершенствование регламента финансовых взаимоотношений с профессиональными клубами;
    - организация и проведение курсов-семинаров для административных работников, региональных федераций и клубов с привлечением российских и международных экспертов по материально-техническому обеспечению хоккея с мячом;
    - привлечение Союза конькобежцев России к участию в реализации программ строительства ледовых арен и площадок с искусственным покрытием;
    - участие в программе «Безбарьерная среда» по развитию хоккея с мячом среди инвалидов и адаптации спортивных сооружения для посещения инвалидами с целью их социальной адаптации и реабилитации.
    3.5. Упорядочение системы соревнований по хоккею с мячом, проводимых в Российской Федерации Совершенствование системы проведения соревнований по хоккею с мячом ведет к обеспечению гарантий зрелищной и качественной игры на всех матчах, служит повышению безопасности проведения игр на стадионах и ставит следующие задачи:
    - составление единого календарного плана соревнований по хоккею с мячом, проводимых под эгидой ФХМР;
    - совершенствование регламента чемпионата и первенства России по хоккею с мячом среди профессиональных клубов первой и высшей лиги;
    - совершенствование Регламента ФХМР для упорядочения системы дисциплинарного воздействия;
    - введение единого всероссийского формата для проведения любых соревнований по хоккею с мячом;
    - совершенствование системы переходов игроков из клуба в клуб в соответствии с регламентом ФХМР, а также системы компенсаций за их подготовку;
    - обеспечение регистрации игроков (паспортизация) и проведение заявочной компании на соревнования различных уровней через Единую информационно-аналитическую систему ФХМР;
    - превращение мероприятий по хоккею с мячом в праздники для всех участников и зрителей, повышение их воспитательной роли (в том числе с использованием государственной символики);
    - обеспечение безопасности при проведении мероприятий по хоккею с мячом (разработка требований к организаторам соревнований, нацеленных на усиление мер по обеспечению безопасности, как во время, так и после проведения матчей всех уровней);
    - активизация работы по искоренению негативных явлений в хоккее с мячом (договорные матчи, расистские и националистические проявления, грубость и жестокость на поле и на трибунах, токсикомания, допинг и др.);
    - пропаганда принципа «FAIR-PLAY» в хоккее с мячом;
    - упорядочение в хоккее с мячом фанатского движения на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
    3.6. Развитие профессионального хоккея с мячом Поднятие общего уровня профессионального хоккея с мячом, обеспечение его конкурентоспособности на международной арене, создание привлекательного продукта для зрителей, телевидения, рекламодателей и спонсоров является одной из приоритетных задач ФХМР и требует:
    - совершенствования структуры и системы отношений профессионального клубов в соответствии с Международным правом и Российским законодательством;
    - принятия корпоративных правил, регулирующих внутренние отношения субъектов профессионального хоккея с мячом;
    - осуществления комплексных мер по совершенствованию спортивных правил, направленных на сохранение соревновательного баланса;
    - принятия мер, направленных на создание условий по подготовке российских спортсменов для профессионального хоккея с мячом;
    - организация социальных мероприятий с участием субъектов профессионального хоккея с мячом, направленная на формирование устойчивого интереса в обществе;
    - совместная работа с полномочными компетентными органами в области физической культуры и спорту по подготовке и реализации проектов и программ, относящихся к вопросам профессионального спорта и хоккея с мячом;
    - совершенствование работы с болельщиками с целью приучить их ценить хоккей с мячом, а не только результаты матчей;
    - организация научно-методического обеспечения учебно-тренировочной, селекционной и соревновательной деятельности субъектов профессионального хоккея с мячом;
    - разработка мер поощрения побед отечественных клубов на международной арене и учреждение национальной премии (или номинации в существующих премиях) за выдающиеся достижения в хоккее с мячом и по его развитию;
    - улучшение качества телевизионных трансляций;
    - создание проектов, посвященных профессиональному хоккею с мячом, в общественно-политических газетах, журналах, Интернет-изданиях.
    3.7. Развитие института сборных команд, совершенствование процесса комплектования и подготовки сборных команд России по хоккею с мячом
    Создание необходимых условий для подготовки сборных команд России по хоккею с мячом, формирование и подготовка национальной сборной команды на уровне ведущих мировых сборных, ведет к попаданию в лидеры международного бенди. Обеспечение подготовки сборных команд всех возрастов и успешное выступление их на европейских и мировых первенствах ставит следующие задачи:
    - научно-методическое обеспечение сборных команд;
    - активизация резервов в организации, экономике, комплектовании тренерского состава и игроков по хоккею с мячом;
    - создание собственных учебно-тренировочных и восстановительных центров для сборных команд России по хоккею с мячом, обеспечение тренировочного процесса подготовки сборных команд к международным соревнованиям современными спортивными технологиями, научными и медицинскими разработками;
    - подготовка и утверждение нового положения о сборных командах по хоккею с мячом с оплатой труда спортсменов-инструкторов (членов сборных команд) и тренеров сборных на уровне олимпийских видов спорта;
    - повышение престижа выступлений игроков за национальную сборную команду России введением системы премирования по результатам выступлений;
    - совершенствование системы обучения юных игроков в хоккей с мячом в спортивных школах, подготовка их в сборные команды страны;
    - строительство новых центров подготовки (национальный центр подготовки сборных команд, межрегиональные и региональные центры, оснащенные современным оборудованием для тренировок, восстановления, диагностики и т.п.);
    - совершенствование планирования официальных и контрольных соревнований сборных команд и подготовки к ним;
    - организация контроля участия сборных команд в соревнованиях в соответствии с современными международными стандартами;
    - расширение контактов института юношеских сборных команд России с профессиональными клубами для передачи лучших традиций и налаживания преемственности в хоккее с мячом в широком смысле;
    - повышение качества аналитической работы в сборных командах;
    - создание селекционной группы в ФХМР;
    - проведение семинаров по обмену опытом с зарубежными специалистами по хоккею с мячом и их привлечение в качестве консультантов в сборные команды России;
    - создание и поддержка объединений болельщиков сборной России по хоккею с мячом, организация поездок российских болельщиков на международные матчи со сборной России, обеспечение их безопасности, информационного, юридического и страхового сопровождения в России и за рубежом.
    3.8. Систематизация подготовки и повышения квалификации специалистов по хоккею с мячом, содействие росту социального статуса тренерских кадров и судей Создание единой системы ФХМР по подготовке, повышению квалификации и лицензировании специалистов по хоккею с мячом является актуальной задачей и предполагает следующие действия:
    - аккредитация в ФХМР всех учебно-образовательных организаций, работающих в хоккее с мячом;
    - организация системы лицензирования работников профессиональных клубов (тренер, спортивный директор, ответственный за безопасность, медицинский персонал);
    - организация института инструкторов-преподавателей ФХМР для региональных центров подготовки специалистов по хоккею с мячом (обучение и аттестация);
    - решение вопроса о признании тренерских категорий «A»/«B»/«C» в системе государственной регистрации оплаты труда в бюджетных организациях и системе образования (ДЮСШ);
    - организация системы дистанционного обучения;
    - создание, материально-техническое оснащение и организация работы национального центра, межрегиональных и региональных центров подготовки специалистов по хоккею с мячом;
    - организация стажировок для лучших тренеров в ведущих отечественных и зарубежных клубах;
    - приглашение в качестве экспертов и преподавателей ведущих зарубежных специалистов;
    - привлечение на работу в качестве спортсменов-инструкторов в детско-юношеские спортивные школы профессиональных игроков;
    - учреждение специальных стипендий и премий ФХМР для детских тренеров и тренеров любительских команд;
    - внедрение системы разового премирования тренеров за подготовку игроков для профессиональных клубов и различных сборных команд.
    3.9. Повышение качества и эффективности информационного обеспечения, улучшение взаимодействия с электронными и печатными средствами массовой информации
    Информационное и пропагандистское влияние на подрастающее поколение, воспитание потребности в здоровом образе жизни, средствами популяризации хоккея с мячом доказало свою эффективность на протяжении многих лет. Технический прогресс предоставляет новые возможности и требует инновационных подходов в этом направлении деятельности ФХМР и предполагает следующее:
    - обеспечение прозрачности и открытости в деятельности ФХМР;
    - повышение статуса ФХМР путем оперативного реагирования на события в хоккее с мячом и в спорте в целом размещением информации на официальном сайте в сети Интернет;
    - улучшение взаимодействия со средствами массовой информации с целью широкой и качественной информированности населения о развитии всех разновидностей хоккея с мячом;
    - создание специализированных программ по хоккею с мячом на федеральных телеканалах;
    - создание специализированных рубрик по хоккею с мячом в федеральных общественно-политических и спортивных газетах, журналах и Интернет-изданиях;
    - поддержка средств массовой информации путем проведения ежегодных конкурсов и вручения грантов ФХМР за лучшее освещение хоккея с мячом в СМИ;
    - создание музея истории русского хоккея;
    - широкая пропаганда социальной значимости хоккея с мячом посредством размещения наглядной агитации в наружной рекламе на улицах российских городов;
    - усиление пропаганды хоккея с мячом как культурного достояния нации с акцентом на исторические и духовные аспекты в его становлении.
    3.10. Совершенствование научно-методического и медико-биологического обеспечения хоккея с мячом
    Обеспечение сборных команд России и профессиональных клубов современными зарубежными и отечественными научно-методическими и медико-биологическими разработками ведет к неуклонному росту
    спортивных показателей и стабильным результатам выступлений. Стремительное развитие науки и борьба с допингом ставят следующие задачи:
    - консолидация спортивной науки, формирование единого сводного плана научно-исследовательских работ по хоккею с мячом в России;
    - обеспечение выпуска современных учебно-методических пособий;
    - формирование комплексной научной группы ФХМР, организация ее взаимодействия с КНГ по хоккею с шайбой и научными бригадами профессиональных клубов;
    - разработка современных научно-обоснованных программ подготовки юных игроков для ДЮСШ;
    - разработка и внедрение единой системы анализа и уч?та тактико-технических действий и физической активности в хоккее с мячом игроков и команд в целом;
    - создание научно-практической лаборатории по хоккею с мячом на базе РГУФКСиТ;
    - создание медико-биологического и восстановительного центра для сборной команды;
    - создание единой комплексной системы допинг-контроля для команд всех уровней в период тренировочного процесса и соревнований;
    - направление экспертно-аналитических групп на крупные международные соревнования по хоккею с мячом;
    - создание научно-методического совета ФХМР;
    - подготовить и направить в Министерство образования и науки РФ предложение и обоснование по включению специализации «хоккей с мячом» в учебные программы учреждений высшего и среднего специального, а также дополнительного образования;
    - разработать совместно с Высшей школой тренеров РГУФКСиТ программу подготовки и переподготовки специалистов по хоккею с мячом;
    - подготовка и реализация перспективного плана изданий книг, методических пособий и учебников по хоккею с мячом, в том числе на DVD – носителях, учебных видеофильмов и т.п.;
    - проведение ежегодных российских, международных и региональных научно-практических конференций по хоккею с мячом.
    3.11. Улучшение качества системы обязательного и добровольного страхования в хоккее с мячом, социальная защита членов сборных команд, тренеров, судей и ветеранов Создание системы добровольного страхования, единого стандарта и распределение ответственности по обязательному страхованию для региональных федераций, клубов и специализированных спортивных образовательных учреждений ставит следующие задачи:
    - разработка модели единого стандарта добровольного страхования сборных команд всех уровней, в период тренировочного процесса и соревнований;
    - определение оптимальных форм и видов добровольного страхования;
    - определение перечня (стандарта) достаточных рисков для страховых компаний;
    - разработка проекта положения по добровольному страхованию на период отзыва спортсменов на учебно-тренировочные сборы и соревнования в составы сборных команд и разграничение полномочий с работодателями в случае получения травм любой сложности в системе обязательного страхования;
    - создание системы контроля и мониторинга страхования;
    - проведение региональных обучающих семинаров по проблемам страхования.
    3.12. Повышение социального статуса хоккея с мячом, реализация социальных программ, забота о ветеранах Средствами хоккея с мячом может быть реализовано решение отдельных социальных задач, стоящих перед государством, в том числе, физическое воспитание детей и молодежи, оказание помощи инвалидам, детям из малообеспеченных семей, организация досуга по стандартам качества жизни развитых стран. К этой же группе социальных задач относятся и локальные задачи ФХМР по заботе о ветеранах русского хоккея и созданию системы социальной защиты для игроков, пострадавших в период учебно-тренировочных сборов и соревнований по календарю ФХМР, региональных федераций и клубов. Для повышения эффективности социальной функции хоккея с мячом необходимо решить следующие задачи:
    - выработка приоритетов социальной политики ФХМР;
    - взаимодействие с Русской Православной Церковью по организации турниров по хоккею с мячом среди слушателей духовных семинарий, детей из малообеспеченных семей и детей-сирот;
    - предоставление льготных билетов на матчи профессиональных клубов: ветеранам войны и труда, военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, студентам, школьникам, инвалидам, детям из малообеспеченных семей и детям-сиротам;
    - создание действующей системы оказания услуг различным категориям пострадавших спортсменов, тренеров и судей в период учебно-тренировочных сборов и соревнований;
    - разработка проекта положения «О статусе ветерана русского хоккея»;
    - создание системы оказания услуг социальной защиты ветеранам хоккея с мячом в рамках законов и иных нормативно-правовых актов и утверждения перечня видов социального обеспечения, как пожизненных, так и требующих ежегодного пересмотра;
    - взаимодействие с организациями, занимающимися проблемами борьбы с употреблением наркотиков среди молодого поколения, реабилитацией и адаптацией инвалидов, помощью детям из малообеспеченных семей и детям-сиротам.
    3.13. Совершенствование системы судейства и инспектирования соревнований Совершенствование системы управления судейством и инспектированием соревнований ведет к прозрачности соревновательного процесса в хоккее с мячом и предполагает следующее:
    - создание прозрачной и контролируемой системы управления судейством и инспектирования соревнований в ФХМР;
    - разработка и утверждение единой системы отбора и подготовки судей, совершенствование системы назначения судей и оценки качества их работы;
    - создание при межрегиональных центрах по хоккею с мячом курсов молодых арбитров для действующих игроков;
    - создание единой базы данных о кадрах в сфере судейства и инспектирования;
    - разработка компьютерной программы оценки качества судейства и физической активности во время игр;
    - разработка проекта по подготовке судей-женщин;
    - Информационное сопровождение работы судейского комитета:
    - публикация на Интернет-сайте ФХМР регулярных отчетов судейского комитета о судейских семинарах и результатах лицензирования; - издание учебно-методической литературы и выпуск на электронных носителях материалов по вопросам судейства.
    3.14. Активизация международной деятельности и взаимодействие с олимпийским движением Сохранение и усиление позиций отечественного хоккея с мячом на международной арене неразрывно связано с пропагандой достижений российских спортсменов и клубов, налаживанием связей с национальными федерациями других стран, расширением числа представителей России в Международной федерации бенди (FIB) и проведением международных соревнований на территории Российской Федерации. Одним из важнейших факторов развития хоккея с мячом является продвижение его включения в программу зимних Олимпийских игр. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
    - разработка программ международного сотрудничества с международными спортивными организациями и национальными федерациями других стран;
    - активизация рабочих контактов и укрепление партнерских отношений с национальными федерациями других стран, в том числе разработка и реализация совместных программ по проведению курсов повышения квалификации тренеров, судей, медицинских, научных и административных работников, менеджеров команд;
    - расширение числа представителей в различных комитетах и комиссиях Международной федерации бенди (FIB);
    - укрепление спортивных связей между федерациями разных стран и повышение авторитета русского хоккея на международной спортивной арене путем учреждения детских и юношеских турниров имени прославленных российских игроков и деятелей отечественного хоккея с мячом;
    - проведение международных турниров на территории Российской Федерации;
    - работа с Международной федерацией бенди (FIB) по продвижению включения хоккея с мячом в программу зимних Олимпийских игр;
    - участие в мероприятиях Олимпийского комитета России.
    3.2 Этапы реализации задач стратегии Реализация Стратегии будет проходить в три этапа. Первый этап 2010–2012 г.г. – подготовительный. Должны произойти значительные сдвиги в организационном, кадровом, материально-техническом и научно-методическом обеспечении хоккея с мячом (определены источники финансирования; введены в эксплуатацию национальный, межрегиональные и региональные центры подготовки специалистов по хоккею с мячом; разработано оснащение ДЮСШ ледовыми полями, тренировочным оборудованием, программами подготовки, диагностической аппаратурой и т.д.; реализована программа непрерывного образования тренеров, судей и других специалистов). Второй этап 2012–2014 г.г. – базовый. Эффективная работа в новых условиях всех специалистов по хоккею с мячом должна привести к устойчивому выходу в финальные стадии сборных команд и клубов России на мировых первенствах. Значительное увеличение числа регионов, где развивается хоккей с мячом, повышение массовости хоккея с мячом и увеличение количества соревнований различного уровня. Третий этап 2014–2020 г.г. – реализационный. Основные положения данной стратегии будут реализованы и придадут импульс общей динамике развития хоккея с мячом в России, которая будет соответствовать тем направлениям, которые разработаны в этом документе.
    3.3 Заключительные положения В настоящее время в России должен быть выработан особый подход к сохранению и развитию хоккея с мячом как культурного достояния и эффективного инструмента в социальной политике государства. С целью выполнения задач, поставленных в Стратегии развития хоккея с мячом в Российской Федерации, ежегодно на Исполкоме ФХМР должны рассматриваться и утверждаться программы, ход их реализации и эффект от применения. Кроме того, под постоянным контролем должны находиться структура и объемы финансирования мероприятий этих программ, вопросы совершенствования материально-технической базы и социальные аспекты хоккея с мячом. По мере реализации программы могут дополняться или изменяться в зависимости от значимости и актуальности на текущий момент.

    Статьи по теме:

    История развития хоккея с мячом

    Правила игры в хоккей с мячом, утверждённые ФИБ